Цветовая схема: C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 238326 г.Зеленоградск, Лесопарковая, д.1
  • +7 (401) 504-20-00
  • poliklinikazcrb@mail.ru

2 апреля – распространение знаний об аутизме

2 апреля – распространение знаний об аутизме
  • 10 Апреля 2019 10:04

2 апреля – распространение знаний об аутизме
2 апреля – Всемирный день информирования об аутизме.
Аутизм – это психическое расстройство, связанное с нарушением развития. Он проявляет-ся у детей в возрасте до пяти лет. Дети-аутисты живут в собственном мире и избегают привыч-ного для всех общения. Считается, что аутисты по-другому воспринимают информацию из внешнего мира. Среди них много людей с феноменальными математическими способностями. Первое описание аутизма у детей опубликовано психиатром Лео Каннером в 1943 году, сходные расстройства у старших детей описал Г. Аспергер, а в 1947 г. — С. С. Мнухин.
Аутизм — тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом характери-зуется также жесткой стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких, как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и нередко деструк-тивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.).
Причины аутизма до конца не изучены. Существуют предположения, что аутизм может быть вызван инфекциями в период беременности (краснуха), избыточным весом, тяжелыми или неправильно проведенными родами, экологическими факторами, психотравмирующими ситуа-циями в раннем детском возрасте и т.д.
Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства. В ряде случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, вни-мания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом — ин-валиды. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тен-денция к росту сохранится и в будущем. В последние годы аутистические расстройства стали объединять под аббревиатурой РАС — "расстройства аутистического спектра". Заболевание мо-жет быть разное по тяжести. Есть «лёгкие» аутисты, которых удаётся хорошо социализировать, есть тяжёлый аутизм.
Согласно международной классификации болезней, к собственно аутистическим расстрой-ствам относятся:
•    детский аутизм (синдром Каннера);
•    атипичный аутизм (с началом после 3 лет);
•    синдром Аспергера.
Для синдрома Каннера характерно сочетание следующих основных симптомов:
1.    невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни;
2.    крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;
3.    недостаточность коммуникативного использования речи;
4.    отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
5.    страх изменений в окружающей обстановке;
6.    попугайная речь;
7.    задержка развития "Я";
8.    стереотипные игры с неигровыми предметами;
9.    клиническое проявление симптоматики не позднее 2-3 лет.
Синдром Аспергера
Как и при синдроме Каннера, имеются коммуникативные нарушения, недоучет реально-сти, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов. Поведение определяют им-пульсивность, контрастные аффекты, желания, представления; нередко поведению недостает внутренней логики.
У некоторых детей рано обнаруживается способность к необычному, нестандартному по-ниманию себя и окружающих. Логическое мышление сохранено или даже хорошо развито, но знания трудно репродуцируются и крайне неравномерны. Активное и пассивное внимание неустойчивы, однако отдельные аутистические цели достигаются с большой энергией.
В отличие от других случаев аутизма нет существенной задержки в речевом и познавательном развитии. Во внешнем виде обращает на себя отрешенное выражение лица, что придает ему "красивость", мимика застывшая, взгляд обращен в пустоту, фиксация на лицах мимолетная. Выразительных мимических движений мало, жестикуляция обеднена.
Синдром Ретта начинает проявляться в возрасте 8-30 мес. исподволь, без внешних при-чин, на фоне нормального (в 80 % случаев) или незначительно задержанного моторного разви-тия.
Появляется отрешенность, утрачиваются уже приобретенные навыки, приостанавливается развитие речи, в течение 3-6 мес. наблюдается полный распад ранее приобретенного речевого запаса и навыков. Позднее утрачивается способность к удержанию предметов, появляются атак-сия, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз. Жевание заменяется сосанием, расстраивает-ся дыхание. В трети случаев наблюдаются эпилептиформные приступы. У детей с синдромом Ретта на фоне тотального распада всех сфер деятельности наиболее длительно сохраняются эмо-циональная адекватность, привязанности, соответствующие уровню их психического развития. В дальнейшем развиваются тяжелые двигательные нарушения, глубокие расстройства статики, утрата мышечного тонуса, глубокое слабоумие. Это самое тяжелое нарушение среди РАС, не поддающееся коррекции.
Есть понятие высокофункционального аутизма, то есть это люди с синдрома-ми аутистического спектра, которые хорошо приспосабливаются к жизни и в принципе не нуж-даются в инвалидности. И есть люди с расстройствами, которые нуждаются в дополнительном уходе, это инвалиды с детства. Это люди, которые никогда не смогут самостоятельно жить, им нужна поддержка (синдром Аспергера).
Люди с РАС, как и люди без него, могут быть гениальными, иметь высокий или средний интеллект, а также могут иметь умственную отсталость разной степени тяжести. Но абсолютно любой человек обучаем.
Когда мы обращаемся к человеку с РАС, мы ни в коем случае не должны рассматривать его как больного, как человека с инвалидностью. Мы должны рассматривать его как человека с осо-бенностями. Благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции. Родителям нужно принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать, исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно. Помните, что без родительской поддержки ребенку с аутизмом не выжить.
В настоящее время имеются центры, в которых помогут диагностировать и оказать эффектив-ную помощь в лечении. В Калининграде этим занимаются специалисты «Реацентра». Его адрес и телефоны: Калининград, пр-т Победы, 70а.; тел. 8-963-738-57-05, 8-401-296-31-33, 8-800-222-26-02. Вопрос можно задать по эл. почте: reac39@gmail.com